Исккон

Международное общество сознания Кришны (ИСККОН): основные понятия

Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) было основано в 1966 году А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупадой

Хотя некоторые называют это движение сектанским, его философия основывается на писаниях, таких как Бхагавад-гита и Шримад Бхагаватам, которые датируются тысячами лет. 

ИСККОН — это линия гаудия-вайшнавизма, который берет начало с конца 1400-х годов. 

ИСККОН представляет результат усилий Шрилы Прабхупады по “пересадке” гаудия-вайшнавизма в западную культуру. Сегодня это является крупнейшей ветвью этой системы убеждений. 

ИСККОН пытается распространить практику Бхакти-йоги (программа интенсивной личной преданности Господу). При ней люди стремятся посвятить свои мысли и действия Верховной Личности Бога, Кришне.

В этой статье мы познакомимся с историей ИСККОН и рассмотрим основные понятия философии Шрилы Прабхупады.



А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977) родился в Калькутте под именем, Абхай Чаран де. 

Молодой Шрила Прабхупада был во вдохновлен своим гуру Бхактисиддхантой Сарасвати, основателем гаудия Матха (организация, созданная для распространения гаудия-вайшнавизма по всей Индии). 

прабхупада и мантра

Шрила Прабхупада был успешным фармацевтом. Параллельно с этой деятельностью он издавал журнал “Бэк ту Годхед”, посвященный философии вайшнавов.

В 1933 году он получил инициацию у своего духовного учителя. В 1959 году Прабхупада принял санньясу (отречение от мира) и стал раздумывать над распространением учения Господа Чайтаньи по всему миру. 


Реклама на сайте mentalsky.ru от 100р. за 1000 показов. Совсем скоро цены вырастут!


Он прибыл на берега Америки в 1965 году в возрасте 69 лет и основал свой первый центр ИСККОН летом 1966 года. Так началось повсеместное распространение учения Прабхупады и строительство храмов Движения Сознания Кришны в крупнейших городах по всей Северной Америке и Европе. 

После успеха на Западе в 1970 году Шрила Прабхупада вернулся в Индию с группой западных учеников. Там он основал 3 крупнейших центра ИСККОН: в Бомбее, во Вриндаване и в Маяпуре. 

Прабхупада умер от болезни 14 ноября 1977 года.

Прабхупада о Сознании Кришны

Мы очень кратко и тезисно описали основные вехи в жизни Шрилы Прабхупады. Узнать обо всех перипетиях, через которые ему пришлось пройти, вы сможете прочитав книгу “Прабхупада-Лиламрита”.



Бхактиведанта Бук Траст

Для того, чтобы публиковать свои переводы вайшнавской классики, и тем самым сделать гаудия-вайшнавизм более доступными для всего мира, Шрила Прабхупада основал книжное издательство Бхактиведанта Бук Траст (ББТ) в Лос-Анджелесе в 1972 году.

Во-первых, ББТ опубликовало переводы таких классических произведений, как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам (Бхагавата Пурана) и автобиография Господа Чайтаньи. Кроме того, было выпущено еще множество других научных книг Прабхупады по постижению Бога. 

ББТ все еще публикует тексты по богословским (бхакти-йога, медитация, карма, реинкарнация), а также по практическим темам, таким как вегетарианство. Работы ББТ переведены более чем на 60 языков.  

ББТ также публикует журнал «Назад к Богу» (Бэк ту Годхед) с целью дальнейшего распространения учения Прабхупады. Статьи в журнале посвящены различным темам, начиная от философских вопросов и заканчивая инструкциями для правильного проведения ритуалов.  

Первоначально Прабхупада начал издавать “Бэк ту Годхед” в Калькутте в 1944 году. Хотя из-за нехватки ресурсов журнал выходил нерегулярно.

После того, как Прабхупада приехал в Нью-Йорк в 1966 году он снова начал издавать журнал вместе со своими первыми западными последователями. 

“Бэк ту Годхед” в настоящее время выходит два раза в месяц на разных языках.

Книги BBT славятся отличительными художественными работами.  Во всех произведениях имеются многочисленные иллюстрации, изображающие Господа Кришну и различные важные события Его жизни. Они представлены в ярких цветах, чтобы выразить огромную духовную красоту Кришны и связанных с ним божеств.



Богословские корни

ИСККОН представляет собой “трансплантацию” вайшнавизма (главной индуистской религиозной школы, которая поклоняется Вишну и его воплощениям) в мир за пределами Индии.  

Господь Чайтанья

Четыре вайшнавских сампрадаи были сформированы индуистскими мыслителями Рамануджей (1017–1137 гг.), Мадхвой (1238–1317 гг.), Валлабхой (1479–1531 гг.) и Чайтаньей (1486–1534 гг.). Преданные Харе Кришна следуют линии Чайтаньи, традиции, которая исторически известна как Гаудия-вайшнавизм.  

В течение последних пятисот лет Гаудия-вайшнавизм был распространен в Индии, особенно в Западной Бенгалии и Ориссе.  Шрила Прабхупада популяризировал учение гаудия-вайшнавов в западном мире с помощью своих обширных сочинений и переводов. Ключевыми из них являются «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья Чаритамрита».  Эти работы теперь служат каноном для ИСККОН.

В ИСККОН почитают Кришну как высшую форму Бога и часто называют его «Верховной Личностью Бога», — эта фраза была придумана Шрилой Прабхупадой в его книгах на эту тему. Кришна рассматривается как основной источник проявлений всего божественного.  

Если копнуть в происхождение имени “Кришна”, то с санскрита оно переводится как “всепривлекающий”. Вполне логично, что таковым может являться только сам Господь.

В то время как типичное индуистское богословие определяет Кришну как аватара Вишну, священные тексты утверждают, что Кришна сам является источником Господа Вишну.

Господь Кришна

Важным аспектом философии Бхагават-Гиты и ИСККОН является утверждение, что индивидуальная душа — это вечная личность, которая в конечном итоге не сливается ни с каким бесформенным светом или пустотой, как предполагает философия имперсонализма.



Основные понятия и термины

Итак, рассмотрим основы, на которых строиться Движение Сознания Кришны.

Четыре регулирующих принципа

Шрила Прабхупада определил четыре регулирующих принципа, которым должны следовать преданные для заложения основы духовной жизни. 

Это четыре образа действий, которые рассматриваются как способы преодоления материалистического образа жизни.

  1. Не есть мясо, рыбу и яйца;
  2. Не заниматься беспорядочным сексом;
  3. Воздерживаться от азартных игр;
  4. Не употредлять интоксикантов (включая употребление алкоголя, кофеина и табака).

 Маха Мантра

Популярное прозвище “Харе Кришна”, дарованное членам ИСККОН, происходит от мантры, которую они повторяют и поют. Это является одним из наиболее узнаваемых элементов их системы верований.  

Маха-мантра, включает в себя повторение имен Бога: “Харе”, “Кришна” и “Рама”:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Повторение Имен Бога подключает человека к трансцендентной духовной энергии. Любой человек может получить результат от повторения мантры, если он будет следовать наставлениям Прабхупады, которые он оставил в своих книгах. 

Личностный рост через воспевание проявляется через развитие сознания и формирование высших качеств характера.

Повторение мантры — это самая важная часть жизни вайшнавов, так как это оптимальное средство для достижения и поддержания отношений с Господом. 

Вайшнавы повторяют мантру на четках в уединенном месте (джапа-медитация), а иногда принимают участие в совместном воспевании, которое называется “киртан”. 

Бхакти

Прабхупада сильно отличался от предыдущих индуистских проповедников, он разбивал их учения своими доводами. 

Например, учение Шанкары, которое утверждает, что все формы (в том числе божеств, таких как Кришна) являются иллюзорными, а конечный принцип — это безликое ничто или нирвана. 

Прабхупада утверждал, что это отказ от реальности, и в конечном счете отказ от Господа. Шрила Прабхупада поддерживал видение Чайтаньи Махапрабху, утверждая, что каждое живое существо обладает ограниченными полномочиями и представляет сознание производное от Абсолютного сознания. 

Все души по своей природе чисты. Однако, когда они предались удовольствиям материального мира, они стали его рабами и забыли свои вечные отношения с Богом. 

Прабхупада считал, что основное средство для достижения истинного союза с Кришной — это бхакти (в дословном переводе с санскрита “интерес за пределами обыденности”), которое возможно только при посвящении всех мыслей и действий Господу. 

Садхана

В течение всей жизни Шрила Прабхупада настаивал на том, чтобы преданные придерживались определенной практики — садханы. Садхана — это последовательность действий, которые приводят к результату.

Прабхупада подчеркивал важность двух видов деятельности: чтение Маха-мантры на четках и регулярное чтение Бхагават-Гиты и Шримад-Бхагаватам.

Также широкое распространение получило поклонение божествам в том числе в домашних условиях. ИСККОН обрисовал в общих чертах процедуры поклонения, чтобы помочь участникам в проведении этих ритуалов. 

Гуру

В своих работах Прабхупада подчеркивает абсолютные качества гуру (духовного учителя). Он объясняет, что человек без гуру не может по-настоящему познать Бога. 

Гуру в традиции ИСККОН подчиняются строгим духовным стандартам. Чтобы считаться добросовестными они должны соответствовать учению гуру-парампары (цепочка духовных учителей, идущая вплоть до Господа).  

Шрила Прабхупада о Гуру

Гуру -парампара или ученическая преемственность гаудия-вайшнавов начинается с Кришны и заканчивается Шрилой Прабхупадой.  

Прабхупада установил, что духовные учителя должны существовать как для инициации, так и для наставления членов сообщества ИСККОН и всего человечества. 

Распространение книг

В отличие от многих других направлений индуизма, Чайтанья считал, что не нужно быть индусом, чтобы быть вайшнавом.  

В 1968 году началась практика распространения книг Прабхупады западными вайшнавами. Преданные посещали общественные места, такие как торговые центры и аэропорты, чтобы продавать книги своего духовного учителя.  

серьезный прабхупада

Члены ИСККОН называют это распространение своих книг “санкиртаной” (что означает “совместное прославление Бога”).  

Санкиртана достигла своего пика в 1976 году, когда преданные распространяли до 6000 книг в неделю. 

К 1979 году это число резко сократилось, отчасти из-за смерти Прабхупады, а также из-за негативного сдвига общественного мнения в отношении ИСККОН. Похоже, что люди решили, что движение стало больше беспокоиться о финансовых вопросах, чем о духовных.  

Санкиртана была важной практикой для привлечения новых членов в движение, что подтверждают исследования Рочфорда (1980), в которых сообщается, что 42% преданных ИСККОН в Соединенных Штатах познакомились с гаудия-вайшнавизмом в общественных местах.

Распространение книг помогло учению Прабхупады и в финансовом плане. В пиковые годы санкиртаны средняя выручка за одну книгу составляла от четырех до пяти долларов. Это привело к процветанию движения. 

Однако, когда стремление максимизировать прибыль увеличилось, отношение общества к ИСККОН испортилось. В результате распространение книг в прежнем виде было официально прекращено в конце 1980-х годов.



ИСККОН после смерти Шрилы Прабхупады

Будучи харизматичным лидером, Прабхупада нес ответственность за большую часть ИСККОН. В годы, предшествовавшие его смерти, Прабхупада работал над созданием структуры лидеров, чтобы его миссия продолжалась и после его смерти.  

Это включило создание двух групп: Комиссии управляющих органов (GBC), которая была создана в 1970 году, и группы инициирующих гуру, которых Прабхупада назначил незадолго до смерти в 1977 году. 

ДжиБиСи был создан для ведения организационных дел в обществе, а одиннадцать гуру были назначены Прабхупадой из числа своих лучших учеников, чтобы они расширяли движение после его смерти.  

гуру исккон

Их называли ритвиками. Каждый ритвик имел юрисдикцию над определенной географической зоной. 

Сосуществование этих двух органов оказалось проблематичным, так как гуру постоянно заявляли о превосходстве над коллегами, не являющимися гуру, когда высказывали свое мнение по различным вопросам.  

К 1984 году было решено реформировать систему духовных учителей. Джи-Би-Си отказалось от системы зональных гуру, в то же время поощряя приверженность им.  

Таким образом, в нынешнем виде существует более 50 инициирующих гуру, которые принимают учеников. Все они служат под руководством GBC.  

Таким образом, ИСККОН в настоящее время управляется GBC. С момента своего образования комитет собирается на ежегодной основе.   





Нравится статья? Поделитесь на своей стене!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *