вся суть этикета

Суть этикета и его основы в разных ситуациях

Рассмотрим, в чем суть этикета на примере стандартных жизненных ситуаций.


Есть несколько понятий, которые вызывают меньше волнения у современной аудитории, чем «этикет». По своей важности сейчас этикет находится где-то между танцем живота и лаком для ногтей.

Но знание этикета очень важно.

Этикет — такая же часть вашей внешности, как и одежда. Он влияет на то, как вас воспринимают. 

Дочитав статью до конца, вы узнаете:

  • Что такое этикет?
  • Самые основные правила этикета и их суть;
  • Основы делового, светского и повседневного этикета.

Этикет и хорошие манеры: одно и тоже?

Толстые руководства по правильному поведению в разных ситуациях отрицательно влияют на психически здоровых людей.

Если вы хороший и доброжелательный человек, какая разница, какую ложку вы используете для супа? 

Понятие “хорошие манеры” отличаются от “этикета”, хотя и является важной его частью в некоторых обстоятельствах.

Этикет — это ваше поведение в целом. 

Манеры — это обычаи и ритуалы, принятые за правила в определенном обществе

Вы можете составить список манер (правил) для конкретной ситуации, но вы не можете составить список «этикетов».

Когда дело доходит до манер, основные правила это: говорить «пожалуйста» и «спасибо» и жевать с закрытым ртом. Это вещи, которые все выучили в начальной школе. Над ними не нужно корпеть в отличии, например, от ситуаций, когда вам нужно разобраться с двумя дюжинами столовых приборов. 

Объединяет манеры одно: их нужно механически изучать.

Когда дело доходит до этикета, забудьте о суповых ложках. Подумайте, как вы ведете себя в повседневной жизни. 

джиллендхэм на белом фоне

Этикет — это не набор правил, а принципы здравого смысла того, как думать и вести себя как леди и джентльмены.  

Цель этой статьи рассказать вам о живом этикете, а не о мертвых манерах.

«Теперь хорошее воспитание — только помеха. Оно закрывает перед вами слишком много дверей».

Оскар Уайльд

Основы этикета

Хороший этикет — это способ мышления и поведения. В основе этикета лежит сознательная попытка внести позитивный вклад в человеческое общество.

Великие умы прошлого предлагали разные значения этикета, но все они сводятся к трем простым основам:

  • Осведомленность;
  • Вдумчивость;
  • Уверенность.

1. Осведомленность

Осведомленность — это понимание ситуации в целом.

Рассмотрим на примере с ложкой: в повседневной жизни никто не ждет от человека, что он будет разбираться в расстановке столовых приборов. 

Однако если ситуация того требует настоящий джентльмен найдет время подготовиться к причудливому обеду и выучит “посудные” основы. Или же заранее откажется от встречи.

Это искусство чтения ситуации и осведомленность в том, как лучше в ней действовать. 

2. Вдумчивость

«Это действие окажет положительное влияние на мир или отрицательное?»

Этот вопрос применим к любому поступку. Если ответ отрицательный, нужно 100 раз подумать, прежде чем приступать к действию. 

Мы не можем сделать всех счастливыми, все равно будут недовольные. Но есть большая разница между обдуманными действиями и хаотичными. 

Вдумчивость означает понимание того, как ваши действия влияют на вас самих, окружающих людей и то место, где вы находитесь.

Важно отметить, что вдумчивость — это не избегание грубости или агрессии. Это принцип изменять жизнь к лучшему. Избегание конфликтов — хорошее начало, но вряд ли это вершина вдумчивого поведения и суть этикета.

3. Уверенность

Не путайте с агрессией или чрезмерной самоуверенностью. Уверенность должна быть невидимой — это движущая сила, которая нужна, чтобы вдумчивое, вежливое поведение разворачивалось само собой.

Как бы противоречиво это ни звучало, одно из важнейших правил этикета: никогда не париться из-за этикета.

Важно делать правильные вещи, не делая из этого большого дела, вести себя спокойно и не бояться ошибок. В этом суть всех правил этикета.

Основы социального этикета

Как должен вести себя человек, знающий этикет поведения, в повседневной жизни?

Особенности повседневного этикета 

1. «Сначала другие, потом ты»

Счастье близких людей имеет значение, и ваши действия могут повлиять на него. Если вы следуете этому пункту, вы уловили суть этикета.

2. «Нет» жалобам!

Не позволяйте себе уходить в негатив. Публичные жалобы не сделают вас лучше, даже когда речь идет о том, что ненавидят все вокруг вас .  

мужчина на улице

Улыбнитесь, пожмите плечами и измените разговор на что-нибудь более позитивное. 

3. Маленькие шаги

Осознанно совершайте маленькие хорошие поступки. Люди заметят.  В наши дни они будут удивлены.  

Это может быть:

  • Придержать двери
  • Встречать людей с улыбкой, смело глядя в глаза. Неважно, кто перед вами, кассир, клерк или бармен, признайте их присутствие. В соответствующих ситуациях предложите рукопожатие;  
  • Аккуратно одеться
  • Использовать имена при обращении к кому-либо. 

В этих небольших поступках разница между этичными и неэтичными людьми. Этичные люди безумно легки, они делают все эти действия, даже не замечая их. 

Основы делового этикета

Один из плюсов делового этикета в том, что он четкий и последовательный. Основные “вежливости” в нем применяются всегда, от разговора с начальником до бизнес встречи для заключения крупной сделки. 

Правила делового этикета:

1. Прежде всего, не навреди

На самом деле этой фразы нет в клятве Гиппократа. Но она фантастически верна для делового этикета.

Независимо от того, где вы находитесь или какая у вас профессия — все зависит от доброй воли других людей, ваших начальников или ваших подчиненных.  

Каждое впечатление имеет значение. Взвешивайте свои действия и выбирайте только те, которые положительно влияют на вашу команду.

Еще один хороший принцип, о котором следует помнить: 

«Чтобы построить репутацию, нужна целая жизнь; чтобы разрушить, хватит одного мгновения». 

Будьте немного консервативны в своих действиях и поступках. Это спасает вас от потенциально катастрофических ошибок.

Несколько вещей, которых следует избегать в деловой обстановке:

  • Повышение голоса. Когда вы кричите, вы, чаще всего, ошибаетесь. Кроме того, так вы позорите не только себя, но и своих партнеров;
  • Сквернословие. Ваша ругань приучает людей, что им не нужно слушать каждое слово, которое вы говорите;
  • Физический контакт. Помимо рукопожатия (крепкого, четкого, со зрительным контактом) вы не должны касаться коллег, клиентов или кого-либо еще в офисе или на деловом мероприятии. Это верно для обоих полов.
  • Негативные комментарии. О чем угодно: дождливый день, дети потеряли вашу кредитку, сделка сорвалась и обошлась вам в тысячи долларов — это не имеет значения. Сделайте глубокий вдох и двигайтесь к конструктивным решениям.

2. Слушай, потом говори

Вежливый бизнесмен — хороший бизнесмен. Не позволяйте напористым коучам убедить вас, что слушать, думать, а потом говорить — это слабость. 

Людям нравится говорить. Позвольте им это. Это даст вам двойное преимущество: собеседник будет хорошо себя чувствовать в вашей компании и делиться с вами важной информацией. 


Деловой этикет и культура общения (видео 3 минуты)

Ваш собственный ответ должен быть деловым и понятным. С практической точки зрения, это навык этикета, который сделает вас лучшим переговорщиком.  

Агрессивные деловые переговоры и сделки проводят с людьми, которых легко запугать. Но вы не найдете таких людей среди тех, кто отвечает за по-настоящему важные дела. 

Лучший путь в деловой среде — это путь вежливости, которая указывает на мудрость, долгосрочное мышление и способность ориентироваться в сложных ситуациях. 

3. Оказывай почтение

Мы говорим о том, чтобы оказывать почтение окружающему миру, а не кланяться перед каждым встречным. В этом суть делового этикета.

Брать на себя мини-задачи облегчать жизнь людей в офисе или на собраниях — это здравый смысл и практичный способ, чтобы о вас хорошо думали.

Придерживайте двери для людей. Принесите пару запасных ручек на презентацию на случай, если кому-то понадобится. Принесите пончики на утреннюю встречу.

крепкое рукопожатие мужчин

Однако будьте осторожны, не переусердствуйте. Деловой этикет является очень консервативным. Некоторые жесты могут рассматриваться как неуместные, например:

  • Подарки не подходят для деловой атмосферы. Это всегда намек на непристойность. Исключениями могут быть праздники и корпоративы. 
  • Оплата за деловой ужин лежит на лице, инициировавшем встречу. Если вы являетесь организатором ужина, вам не следует делить чек на всех или принимать чье-либо предложение об оплате.

Основы светского этикета

Свадьбы. Детские утренники. Похороны. Вечеринки. Все они имеют свои собственные правила, но кто может все их помнить? 

К счастью, это довольно легко. Этикет общения леди и джентльменов, приглашенных для участия в особых мероприятиях, сводится к следующим отличительным чертам:

1. Узнайте, что ожидать

На каждом мероприятии будут свои правила. Потратьте некоторое время, чтобы изучить их.

2. Носите с собой немного денег наличными

Например, в ресторанах или барах счета иногда оплачиваются организаторами, а иногда делятся между гостями. В идеале организаторы должны сообщить об этом заранее.

Но лучше, чтобы у вас всегда было достаточно наличных, чтобы разделить бремя оплаты, если так будет нужно.

3. Говорите мало

Не поддавайтесь искушению быть человеком, который произносит тост за тостом. Конечно, если того требует ситуация — сделайте это, но в противном случае оставьте разговоры другим.  

Ваш вклад должен быть ограничен вежливым разговором с другими гостями.

4. Отдайте организатором должное

Поблагодарите организаторов за приглашение и подарите им свою улыбку. 

Последние мысли

Этикет — это состояние души и образ жизни, а не набор правил. 

Этичный человек видит ситуацию в целом, думает о других людях и делает правильные вещи без колебаний. 

Проще говоря, этичный человек:

  • Осведомленный;
  • Вдумчивый;
  • Уверенный.

Это все, что нужно знать. Это сущность этикета.


Теперь вы знаете, что такое правила этикета и как их использовать в жизни. Есть, что добавить? Пишите комментарии!





Нравится статья? Поделитесь на своей стене!



Об авторе

Сергей Эсбукетов

Отец, муж, друг, сын, исследователь, ученик, немного философ, соорганизатор сайта MentaSky, автор статей и просто хороший человек.
С отличием закончил СГУ им. Питерима Сорокина в 2013 году, филолог по образованию, участник множества курсов по развитию личности.

Подробнее о команде проекта: "О нас"

Просмотреть все сообщения

3 комментария

  • Да, интересная концепция. Для меня этикет всегда означал одно: если я еду в какое-либо общество, где существуют порядки и обычаи, отличные от привычных мне, желательно потрудиться и познакомиться с их правилами приличий до приезда, чтобы ненароком никого не обидеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *