Архетип и комплекс отца: важность, виды, различия

архетип отца в виде зевса Наука

Рассмотрим все самое главное про архетип отца и комплекс отца!


«Земля была без формы в пустоте, и тьма была на лице бездны; и Дух Божий двигался по поверхности воды. Бог сказал: «Да будет свет»; и там был свет. И увидел Бог, что свет прекрасен, и Бог отделил свет от тьмы. Бог назвал свет днем, а тьму он назвал ночью. И стало утро, и стал вечер в одном дне. Бог сказал: «Да будет небосвод среди вод, и пусть он отделит воды от вод». И сотворил Он небосвод и отделил воды, которые были под твердью, от вод, которые были над небосводом. И Бог назвал небосвод небесами». [1]

Функции архетипа отца

Самая изначальная функция архетипа отца заключается в различения противоположностей и, следовательно, дифференциации различного бессознательного содержания.  

Юнг говорит: «Нет сознания без различения противоположностей». Эта функция отцовского принципа, который «вечно борется за то, чтобы освободиться от первичного тепла и первичной тьмы материнского чрева; одним словом, от потери сознания». [2]   

Таким образом, функция архетипического отца состоит в том, чтобы инициировать первопричину, так как он — создатель. [3] 

Отец представляет динамизм архетипа, поскольку архетип состоит из формы и энергии. [4] С этой точки зрения архетип отца является носителем образов, относящихся к идее творчества.  

архетип отца и матери

«Велика порождающая сила Творца; все существа обязаны своим началом этому. Эта сила пронизывает все небеса». [5].

Эдингер говорит: «Поскольку великая мать относится к природе, материи и земле, архетип великого отца относится к сфере света и духа». Но они оба связаны с сознанием как таковым.

Поэтому в мифологии и культурных проявлениях человечества мы можем наблюдать мужские фигуры, выполняющие роль освобождения духа от материи.  

Это восходящее движение. Его психологическим проявлением является развитие интеллекта и рациональности, а также расширение сознания в целом, что мы можем назвать духовностью. [6]  

Немецкое слово «geistig», используемое Карлом Юнгом, обозначает «смесь» между духовным и интеллектуальным [7].

Символы архетипа отца 

Олицетворение мужского принципа сознания символизируется «верхней солнечной областью неба». Ветер, пневма, ноус, руах — это символы отца или духа, но не материи. Солнце и дождь также представляют мужской принцип как оплодотворяющие силы, которые пропитывают восприимчивую землю.

  • Изображения пирсинга и проникновения, такие как фаллос, нож, копье, стрела и луч, тоже относятся к духовному отцу. Перья, птицы, самолеты и все, что относится к полету или высоте, являются частью этого комплекса символов, который подчеркивает верхние небесные сферы.  
  • Кроме того, все образы, связанные со светом или освещением, относятся к мужскому принципу, а не к темной земной природе великой матери, это символы Бога отца. 
  • Освещение лица, короны, ореолы и ослепительный блеск всех видов являются аспектами мужской солнечной символики.  
  • Образ мудрого старика, судьи, священника, врача или старейшины является человеческим воплощением архетипа отца. [8]

Архетип отца в своей функции логотипов оказывает свое влияние на человеческий разум, чтобы преобразовать эмоциональную привязанность к телу, в менее материальную и абстрактную форму образов и представлений.  

Архетип отца служит регулятором границ, ограничений и социальных ценностей, которые устанавливаются как правила и законы.

Несмотря на то, что мы говорим об «архетипе отца», как если бы он был специфической архетипической силой коллективного бессознательного, в мифологии обнаружены бесчисленные его вариации.  

Виды архетипов отца

Гарет Хилл понимает архетип отца как часть мужской модели Самости.  Четыре модели мужского и женского пола динамически связаны друг с другом и образуют, таким образом, модель Самости. [9]

Он говорит о статическом мужском и динамическом женском, а также о статическом женском и динамическом мужском принципах. У каждого из них есть отрицательная и положительная сторона.  

Появляющиеся архетипы сопровождают определенный этап развития эго. Например, динамический мужской характер характеризуется тенденцией к дифференциации, выраженной в изображениях раскалывания и проникновения.  

архетип отца на небе

Это выражается в инициативе и действиях, направленных на достижение цели. Например, Король Артур, убивающий дракона, или Геракл, сражающийся с Немейским Львом, являются соответствующими изображениями для такого архетипа.  

С другой стороны, статический принцип необходим, когда нужно создать порядок, систему и иерархию. Зевс может быть примером этого архетипа.  

Таким образом, статический мужской архетип — это «склонность к организации, основанная на рациональном знании, линейной системе значений, теориях истины и различающихся иерархиях ценностей».

На определенной стадии архетип или пара архетипов находятся «в центре Самости». Задача архетипа Аполлона (который выражает статический мужской принцип, как герой солнца, который воплощает свет, разум, интеллект и порядок) в развитии отличается от задач воина-хранителя порядка Ареса или трансформирующих архетипов Гермеса, хотя все они являются выражениями архетипа отца.  

В теории Джеймса Хиллмана мы видим, что архетипы могут слиться в один большой архетип.  

Например, когда появляется puer aeternus (ребенок, который не желает взрослеть), можно наблюдать Героя, Божественное дитя, Эроса, Сына Великой Матери и т. д. 

Пуэр может быть выражением специфического отцовского комплекса, но архетипически связан с «кластером» вышеупомянутых архетипов. [10]

Также мы никогда не узнаем архетип an-sich (сам по себе). Можно определить его только как отрицательное пограничное понятие, наблюдать и представлять его только на основании его результатов: изображений и поведения с сопровождающей энергией.  

Архетипы и комплексы

Это верно как для архетипа, так и для психологического комплекса. Юнг визуализировал динамическое ядро ​​любого комплекса, состоящего из архетипа, который он рассматривал как «аффективную основу».  

Архетипы, сами по себе психоиды, о которых мало что возможно узнать. Они проявляются одновременно в форме как образа, так и эмоций.  

«Изображение передает смысл эмоции; эмоция придает образу динамизм ». [11]

Где бы ни был аффект, там есть и комплекс (например, комплекс Электры), и там, где есть комплекс, в его ядре есть архетип. Это подтверждает утверждение Юнга о том, что архетипы являются формами восприятия и что они являются «необходимыми априорными детерминантами всех психических процессов». [12]

Без них не было бы познания и эмоциональности. Таким образом, архетипы создают в бессознательном дерево, произрастающее из базового комплекса и на вершине, разделяющееся на различные архетипы.

Если мы представим архетипы как формирующую ткань коллективного бессознательного, то связанные с ними комплексы сформируют ткань личного бессознательного.  

Таким образом, каждый комплекс возникает в результате личного конфликта и архетипического, универсального конфликта. Комплексы до сих пор являются естественными явлениями в любой человеческой психологии.

Тип энергии и ее значение определяет создание комплекса и активацию соответствующего архетипа. Например, мужчина легко может быть обладателем проекции материнского комплекса и действовать в соответствии с женскими архетипами. 

Поэтому архетип отца вообще не должен быть зациклен на мужской фигуре.  

Пример

В качестве примера можно привести следующую ситуацию.  

«Я нахожусь в комнате на верхнем этаже со своей старшей сестрой. Я смотрю в большое окно с картинками и вижу темный торнадо, приближающийся к нам. (…) Она кричит на меня, чтобы я отошел от окна (…) Мне удается встать, но я снова смотрю в окно, и вижу восемь торнадо снаружи, и очень темное небо. Мы с сестрой пытаемся найти убежище под одной из кроватей; мы прижимаемся рядом друг к другу и мне становится легче».  

Человек связывает торнадо с огромным психическим беспорядком и неконтролируемыми эмоциями, которые связаны с невменяемой матерью (Грозной Матерью).  

Когда он вспоминает свою сестру, он говорит: «Она была старшей, заботилась о нас и защищала. Она была мне как отец (которого не было). Она была мудрой, рациональной, собранной».  

Все говорит о том, что в основе этого «архетипического духа-защитника» лежит архетип отца. Он накладывался на образ его [старшей] сестры, которая воплощала пропавшие без вести качества в их семье.  

Архетипы являются «принципами» и как таковые не зависят от морфологических гендерных различий

Важность архетипа отца

Интеграция архетипа необходима для психологического развития. Этот процесс универсален и относится к основному процессу создания человеческого разума.

Юнг учил нас, что архетипы — это не приобретенные способы познания, а априорные структуры, которые могут быть представлены через образы и поведение, поэтому «биологический» отец ребенка может в лучшем случае служить покровителем архетипа отца, то есть направлять этот универсальный процесс.  

«За каждым отдельным отцом стоит изначальный образ Отца, а за мимолетной личной матерью — магическая фигура Великой Матери», — говорит Юнг. [13]  

Весь человеческий опыт управляется архетипическим отцом и интроектом «настоящего» отца.

Имаго

Согласно Юнгу, в коллективном бессознательном есть психологические последствия личного опыта в сочетании с архетипическими образами, которые называются имаго.  

«Имаго состоит, с одной стороны, из лично приобретенного образа родителей, а с другой — из родительского архетипа, который встроен в подсознательную структуру психики». [14] 

Таким образом, этот термин используется для дифференциации объективной реальности родителя от субъективного восприятия его важности.  

Юнг говорит: «Образ, который мы формируем для человеческого объекта, в значительной степени субъективно обусловлен. Из-за своего чрезвычайно субъективного происхождения имаго часто является изображением субъективного функционального комплекса, чем самого объекта.

мудрый отец с палкой

При аналитической обработке бессознательных продуктов важно, чтобы имаго не считалось идентичным объекту; лучше рассматривать его как образ субъективного отношения к объекту”.

Этот пример может это проиллюстрировать: Женщине снится сон: Отец просит ее убить его. 

Она не знает, что значит этот сон. Ее отец был известным музыкантом. Она восхищалась им большую часть жизни, но недавно он разочаровал ее. Он не был идеальным, как она думала!  

Смысл сна в том, что умереть должен идеализированный образ ее отца, чтобы можно было установить отношения с настоящим отцом. 

Точно так же комплекс относится к архетипу. Каждый комплекс имеет архетипическое ядро. Комплекс отца связан не только с личным отцом, но и с универсальным архетипом отца. 

Ребенок переживает личного отца через архетипическую энергию.  

Чем больше роль фигуры отца противоречит архетипу отца, тем более негативным является созвездие комплекса отца в бессознательном. 

Следствием неадекватного посредника архетипической энергии является негативный комплекс отца, проявленный в бессознательном. Другими словами, чем более серьезна травма, вызванная физическим отцом, тем более автономным и эго-дистоническим является комплекс отца.  

Это также формирует качество отца имаго.  

Связь архетипа отца и комплекса отца

Мы можем говорить о комплексах как узловых точках, состоящих из значения, энергии, аффекта, поэтому Юнг первоначально назвал их «настроенными на чувство комплексами».  

Такие узловые точки могут привлекать друг друга в бессознательном.  

Если ребенок подвергается жестокому обращению со стороны отца, такой комплекс может быть вызван диадической схемой, напоминающей исходную оскорбительную ситуацию. 

Когда, скажем, отец был очень требовательным по отношению к ребенку, в более позднем возрасте, когда ребенок уже взрослый, он будет склонен реагировать на такую же ситуацию, когда ему отводится отцовская роль, и действовать таким же образом.

Если ребенок подвергся жестокому обращению, мы можем предположить, что этот комплекс подавлен до «более глубокого» уровня бессознательного. Следовательно, при активации он может полностью захватывать сознание.

«Чем дальше» от сознания, тем больше автономия комплекса.  Комплекс имеет тенденцию к повторению, автономности, сопротивлению сознанию и привлекает опыт, который подтверждает точку зрения, собранную во время его возникновения. [16] 

Юнг говорит об архетипе отца: «Сила комплекса отца происходит от архетипа, и это реальная причина, по которой подсознание ставит божественную или демоническую фигуру вместо отца. Личный отец неизбежно воплощает архетип, который наделяет его фигуру своей очаровательной силой. Архетип действует как усилитель, усиливая сверх меры качества, которые исходят от отца, поскольку они соответствуют унаследованной схеме”.

Юнг приводит пример, когда его клиентка через комплекс отца нашла утраченную духовность. Юнг все больше и больше представлялся в ее снах как Великий отец, ветер и дух, который связывал ее с образом Бога. 

Таким образом, отцовский комплекс служит воротами к отцовскому архетипу. При правильном распознавании и проработке во время анализа положительное влияние архетипа может «растворить» (расширить сознательную перспективу) отцовский комплекс.  

отец зевс с орлом

Соединение сознания человека (через мифологию, активное воображение и т. д.) с архетипическим слоем психики имеет терапевтический эффект, поскольку оно адекватно выражает динамизм, лежащий в основе индивидуальной запутанности. 

Пример

Человек обладает «комплексом пуэр папа» и занимается с психотерапевтом

Его отец развелся с матерью и вел себя неподобающе отцу. Он концентрировался на своем собственном поиске удовольствия, тратил все свои деньги вне семьи и даже сидел в тюрьме за мошенничество.  

Мечты такого человека часто выглядят так: он спорит с отцом и его поддерживает «зрелая, мудрая и привлекательная женщина» (Афина).  

Человеку может потребоваться много времени, чтобы распознать диверсантские качества его негативного комплекса отца.

Первоначально он проецировал на психотерапевта свой гнев, будучи пассивно агрессивным, пропуская сессии.  

Затем психотерапевт начал вести себя как заботливый, настоящий, ответственный и прощающий отец. Это компенсировало отрицательный комплекс «пуэр — отец» клиента.  

В конце концов это привело к признанию факторов, заставляющих его самого решать свои проблемы, выпивая, тем самым блокируя его от достижения его целей. 

Это также пробудило архетипическую структуру в бессознательном.

Теперь человек способен двигаться вперед и соединиться с архетипом Афины (поддержание). 

Опять же, в этом случае архетип отца представлен фигурой противоположного пола и проецируется на терапевта как позитивная поддерживающая фигура.

Источники:
[1] Библия, Бытие 1: 2-9
[2] Юнг К., Г. «Психологические аспекты материнского архетипа», CW 9i, пар.  178.
[3] Юнг К., Г. «Психологический подход к догме о Троице», 1948, пар.  197
[4] Юнг К., Г. «Психологические аспекты архетипа Матери», 1954, пар.  188
[5] Вильгельм Х., “И Цзин”, издательство Принстонского университета, Нью-Йорк, 1967.
[6] (ср. Юнг, 1948, стр. 13; против Франца, 1951, стр. 469 и след.).
[7] Алленби А.И.  (1955). “Архетип Отца в женской психологии”.
[8] (Эдингер, 1968)
[9] Гаррет Хилл, “Мужское и женское”, Шамбала, 1992.
[10] Хиллман Джеймс, 1979, “Пуэр-папа”.
[11] Перри Д. В. (1970). “Эмоции и объектные отношения. Журнал аналитической психологии”.
[12] Юнг, К., Г., “Обзор комплексной теории”, 1934.
[13] Юнг К., Г., «Психотерапия сегодня», 1946, пар.  212, сноска, 2

Первоисточник статьи:
https://therapyvlado.com/english/father-archetype/

Рейтинг статьи
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделитесь на своей стене!

Психолог по образованию, закончила ГАУГН – "Государственный академический университет гуманитарных наук" в 2009 году. Пишу статьи на тему психологии и позитивного отношения к жизни. Подробнее о команде проекта.

Mental Sky
Добавить комментарий

  1. Вера

    Я много работала с психотерапевтом чтобы наладить отношения с отцом, оказывается это был внутренний конфликт моей личности. Практики мне помогли это понять!Статья очень интересная, хотя я привыкла к другой терминологии)спасибо автору — посмотрела на эту тему с другой стороны!

    Ответить
  2. Анастасия

    Очень сложно. Не для простого читателя, а для подготовленного. Во всяком случае мне так показалось.

    Ответить
  3. Регина

    Согласна, сложно. Простому обывателю крайне трудно вникнуть в суть статьи. Вероятно, я не целевая аудитория таких текстов)

    Ответить
  4. Марина

    Интересные пояснения, не плохо было бы всем мужчинам прочитать. Мужчины, насколько вы соответствуете архетипу отца?

    Ответить
  5. Марина

    Для тех кому сложно — почитайте работы Юнга. Там вообще ничего не понятно, эта статья по сравнению с его книгами — сказка) На самом деле, архетипы — тема очень сложная, простыми словами ее не объяснишь.

    Ответить
  6. Елена

    Очень полезная статья! Очень структурированно, четко — по-отцовски :-) бери и делай

    Ответить