сила воображения

Сила воображения или почему у нас должно быть детское воображение?

Как бы вы дополнили фразу: «Люди были бы более креативными, если бы…». Хотя есть много разнообразных ответов, один из них встречается чаще всего: «если бы они действовали как дети». Именно в этом заключается сила воображения.

В этой статье мы рассмотрим, в чем важность воображения, чему способствует воображение и как повысить креативность благодаря ему? Читайте, обещаем, будет интересно 😉

Содержание статьи

Сила воображения. Креативность и возраст

Думай как ребенок!

У всех нас есть инстинктивное чувство, что дети более креативны, чем взрослые. Мы не подвергаем это сомнению это, мы знаем, что это правда.

По словам доктора Стефани Карлсон, эксперта по развитию мозга, дети проводят 2/3 своего времени в “нереальной” реальности — в творческой игре. На этом строится мышление и воображение у детей.

Великие умы человечества также отмечали склонность детей к творчеству. Альберт Эйнштейн классно сказал: «Чтобы стимулировать творчество, нужно развивать детскую склонность к игре». Даже Пабло Пикассо говорил: «Каждый ребенок — художник.  Проблема в том, как ему остаться художником, когда он вырастет».

Как отметил Пикассо, представления взрослых о творчестве меняются. По мере взросления в нашем уме появляется множество представлений о творчестве — что оно неуловимо и таинственно, что оно приходит только в моменты вдохновения, которые мы не можем предсказать или контролировать, и что любой человек либо творческий, либо нет.  

Так или иначе, каким-то образом, то, что абсолютно естественно для каждого ребенка, кажется неестественным для взрослого. С годами мы забываем, что именно воображение создает искусство.

Конечно, это относится не ко всем взрослым. Мы признаем, что есть очень креативные взрослые люди. Но и против них у нас есть ряд предубеждений: творческие люди безудержны, им не хватает дисциплины, их действия не основаны на реальности.  

Поскольку дети являются воплощением творчества, мы присваиваем творческим взрослым детские черты и предполагаем, что эти черты идут рука об руку с творчеством.

Одной из детских черт, которая часто связана с творчеством, является отсутствие самоконтроля. На первый взгляд креативность и самоконтроль — это взаимоисключающие понятия: креативность присуща ребенку, самоконтроль присущ взрослому.

Творчество и дисциплина

Так являются ли творчество и дисциплина взаимоисключающими?  

Начнем с того, что творчество помогает видеть проблемы в другом свете и придумывать альтернативные способы их решений. Это называется креативностью или творчеством.

То, что мы называем самоконтролем или дисциплиной, на самом деле представляет собой группу психических процессов, которые вместе называются «исполнительной функцией».

Исполнительная функция

Исполнительная функция — это сознательный, принудительный контроль над собой; это саморегулирование, которое мы должны поддерживать усилиями своей психики.

Наша исполнительная функция позволяет нам делать такие вещи, как сдерживаться и не говорить сгоряча что-то неуместное, или ждать в очереди, не испытывая чрезмерного разочарования, или соблюдать правила какой-либо игры и менять наши действия, когда правила меняются.

Исполнительная функция включает в себя несколько психических процессов:

  • Рабочая память — способность держать вещи в уме.
  • Ингибирующий контроль — способность останавливать или подавлять действие, которое является первым выбором для нашей психики.
  • Гибкость — способность ловко переключать внимание, чтобы адаптироваться к новой или сложной ситуации.

Как вы уже догадались, исполнительная функция не развита у маленьких детей. Фактически, префронтальная кора (область мозга, ответственная за исполнительную функцию) развивается вплоть до подросткового возраста.  

Но это не значит, что творчество и исполнительная функция вступают в конфликт при развитии ребенка. На самом деле, они работают в сотрудничестве.

воображение ребенка

Читайте также на нашем сайте:


Чтобы притворяться кем-то, дети должны помнить о реальности и препятствовать ей. Например, если ребенок играет в игру, в которой ложка — это машина, он должен сопротивляться склонности положить ложку в рот. Это требует включение исполнительной функции.

Самоконтроль у детей

Рассмотрим, чем помогает воображение как детям, так и взрослым.


Сила воображения


«Слова для того и существуют, чтобы сбивать с толку. Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре, он — идиот!»

Сальвадор Дали

Изучение воображения детей подтвердило вывод о том, что творчество и исполнительная функция работают вместе в процессе развития детей. Приводим результаты 2-х экспериментов:

Эксперимент 1:

Детям сказали, что они могут либо сразу получить один зефир, либо, если они будут ждать взрослого, они смогут получить больше.

Исследователи наблюдали за детьми в период ожидания. Дети, которые “успешно” ждали, активно использовали воображение. Они притворялись, что едят угощение или кормят ими воображаемых друзей. Или они на ходу сочиняли несложные песенки и пели их.

Поэтому использование творческой игры — это техника, которая помогает детям проявлять самообладание.

Эксперимент 2:

Детям было случайным образом поручено выполнить одно из двух заданий:

  • Притвориться кем-то еще, например, Бэтменом или Винни-пухом;
  • Серьезно задуматься о своих собственных мыслях и чувствах.

Затем всех детей попросили выполнить одну и ту же задачу, связанную с исполнительной функцией. Дети, которым велели притворяться, значительно лучше справлялись с задачей.  


Использование воображения на самом деле помогает детям контролировать себя.

Вывод заключается в том, что воображение в жизни ребенка играет ключевую роль. Оно помогает придумать альтернативные способы существования. Оно приводит к большей креативности и лучшему решению жизненных задач. Сила детского воображения беспредельна.

Как взрослым, нам иногда кажется, что творчество и самоконтроль находятся в противоречии. Но когда мы более глубоко подумаем о созидании или о решении проблем — мы поймем, что это не так.

Прагматичность, воображение и наука

В дополнение к нашим стереотипам о «легкомысленных» творческих людях, у нас также есть и другие стереотипы. Вам знаком такой образ: дисциплинированный, методичный, усердный изобретатель или ученый, который делает прорывные, инновационные открытия.

Тот самый Эйнштейн, который сказал, что “мы должны быть детьми, чтобы быть креативными”, также сказал: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

Мы знаем, что изобретения и инновации требуют работы и подготовки. Например, трудно представить, что кто-то, кто не был экспертом в области ракетостроения и космонавтики, придумал бы ракету со сверхзвуковым двигателем в спонтанном порыве «творчества».

Творчество — это не игнорирование реальности. Установление фактов и закономерностей, всевозможные исследования являются критическими-важными элементами в творческом процессе… так же, как и воображение.  

девочка мечтает

Чтобы разработать инновационные идеи и решения, мы должны постоянно переключаться между анализом и синтезом, между реальностью и возможностью.

Творческое продуктивное воображение — это основа для инноваций и научных прорывов.

Нейробиология. Работа полушарий головного мозга

Рассмотрим, что же происходит в мозгу во время творческого мышления и в чем сила воображения с точки зрения науки?

Чтобы понять это, нужно обратиться к нейробиологии. Основой ее является то, что творчество происходит за счет правого полушария мозга. Но теперь мы знаем, что если пытаться быть креативным, полагаясь только на свое воображение (правое полушарие), это все равно, что жить с идеями, постоянно находящимися на кончике языка.

Когда мы пытаемся решить проблему, мы начинаем с того, что концентрируемся на очевидных фактах и ​​знакомых решениях, чтобы понять, есть ли в них ответ. За это несет ответственность левостороннее полушарие.  

Если ответ не приходит, активируется правое полушарие мозга. Нейронные сети с правой стороны сканируют “удаленную” память, которая может быть актуальной. Широкий диапазон информации, которая в обычном состоянии скрыта, становится доступным для левого полушария, и оно начинает искать невидимые шаблоны и альтернативные решения проблемы.

польза и вред чтения

Левое полушарие мозга должно быстро зафиксировать информацию, прежде чем она ускользнет. Внимание должно радикально переключаться, переходя от расфокусированности к чрезвычайной сосредоточенности.  

В одно мгновение мозг объединяет эти разрозненные клочки мыслей и связывает их в новую единую идею, которая входит в сознание.  

Этот момент понимания, часто сопровождается искрой удовольствия от того, что мозг осознает новизну и крутость того, что он придумал.

Творчество требует как дивергентного, так и конвергентного мышления, чтобы объединить новую информацию со старыми и забытыми идеями. Креативные люди очень хорошо умеют направлять свое сознание в этот “двусторонний” режим.

Таким образом, ясно, что развитие и поддержание нашего воображения было бы очень полезными для творческого мышления и решения проблем. Творческое воображение является основой мышления.

К сожалению, мы теряем часть игривого любопытства и творческого воображения по мере взросления. Известно, что естественная склонность детей к мечтам и удивлениям резко снижается к 4-му классу.

Ослабление силы творчества

Почему наше естественные творческие способности ослабевают по мере взросления?  

Есть несколько возможных причин. Одна из них — это простая нехватка практики. Поскольку в школе мы вынуждены были обращать свое внимание на логику, разум и факты, мы тратили больше своего времени и умственных способностей на сухую реальность и меньше — на творческое воображение.

Другая причина — это страх быть неправым.

Дети не беспокоятся о том, что они не правы. Они смело врываются в неизвестность, не боясь ошибок. Однако по мере взросления мы узнаем, что ошибки часто имеют негативные последствия. В школе нас наказывают за то, что мы неправы. На работе нас наказывают за то, что мы неправы.


Сила воображения

«Если вы не готовы ошибаться, вы никогда не найдете ничего оригинального»

сэр Кен Робинсон


Поскольку творчество по своей природе требует готовности ошибаться, мы начинаем избегать его. Часто мы настолько хорошо избегаем своего воображения, что убеждаем себя в том, что мы «не креативны».

Мы все больше и больше полагаемся на наши навыки и поведение руководящих функций, и все меньше на наше образное мышление.

Очевидный инструмент для развития творческого мышления и решения проблем — это игра. Вот и все. Просто притворитесь и играйте, и вся сила воображения вернется к вам.

Техника развития творчества

Так как мы можем начать думать, как дети?

Консультанты по инновациям и эксперты по креативности, используют множество инструментов и методов, чтобы помочь людям мыслить иначе и решать проблемы более творчески. Но вот очевидный и простой способ, который каждый может использовать в любое время: играть. Это то, что надо. Просто включайте воображение.

выбраться на свободу

Доктора Дарья Забелина и Майкл Робинсон провели исследование на эту тему. Они дали двум группам взрослых аспирантов одинаковое задание с одним ключевым отличием. Обеим группам сказали:

«Школа отменена, и у тебя есть целый день для себя. Чтобы ты делал? Куда бы ты пошел? Кого бы ты хотел увидеть?”

Но для одной группы инструкция начиналась словами: «Тебе 7 лет».

У обеих групп было 10 минут, чтобы написать свои ответы, и затем им дали несколько тестов на креативность. Люди, которые притворялись 7-летними детьми, показали значительно более высокий уровень творческой оригинальности.

Сила воображения. Заключение

Итак, в следующий раз, когда вы столкнетесь с проблемой, которую вам нужно решить, приглушите самоконтроль и снова зажгите свое детское воображение. Притворитесь, что ложка — это машина, или, что вы — Микки Маус или Джек Воробей.

Теперь посмотрите на свою проблему еще раз, и вы найдете больше творческих возможностей.

Другими словами, имейте в виду, что «люди были бы более творческими, если … они готовились бы как взрослые, а вели себя как дети». Это девиз творческого человека!

Под конец, приводим видео о пользе творческого подхода к жизни!

сила воображения: видео

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *