правильная критика

Правильная критика: алгоритм конструктивной критики

Критиковать и воспринимать критику — это навыки, которыми должен обладать каждый хорошо приспособленный к современной жизни человек. Правильная критика — это очень важно.

Правильная критика в современном мире

Мы критикуем и принимаем критику на работе, среди наших друзей и в нашей семье. Критика — важная часть нашего самосовершенствования, потому что другие люди могут указывать нам на наши ошибки и недостатки, которые мы не видим и, как следствие, не можем исправить.

К сожалению, многие люди сегодня не знают, что такое правильная критика. Они обращаются с критикой как маленькие дети. Критикуя, они предпочитают подшучивать, делать уколы, которые никак не улучшают ситуацию.

Получая критику, они обижаются, оправдываются и спорят с человеком, который их критикует. Спросите любого учителя, который имеет смелость ставить ученикам плохие оценки.  Многие сегодняшние школьники будут плакать и скулить или того хуже — в дело вмешаются их родители. Дети просто не знают, как с уважением воспринимать критику.

Поскольку все мы каждый день сталкиваемся с ситуациями, которые требуют от нас оценивать или быть оцененными, в этой статье мы поговорим про искусство конструктивной критики, вы узнаете, как нужно критиковать самому и как научиться принимать критику.

Читайте, будет интересно 😉

Как правильно критиковать людей

Для начала рассмотрим правила конструктивной критики. Как нужно критиковать, чтобы вас не возненавидел весь мир?

Быть спокойным

Прежде чем начать критиковать, убедитесь, что вы сдерживаете свои эмоции. Это особенно важно, если кто-то сделал что-то, что действительно вызвало у вас раздражение.

Если вы будете кричать и стучать кулаком по столу, вы возможно и решите проблему, но только в краткосрочной перспективе. Если вы не потратите время на четкое и аргументированное обсуждение, вы упустите возможность решить проблему системно.

Быть конкретным

В своих критических замечаниях будьте настолько конкретны, насколько можете. Не говорите человеку: «Это отстой» или «Это могло бы быть лучше». Объясните четко, почему вы считаете его действия неприемлемыми. Абстрактная критика заставит человека защищаться, и он никогда не сможет исправить свою ошибку.

Критиковать действия, а не человека

Старайтесь держать человека как можно дальше от его ошибок, критикуя его действия, а не его самого. Это делает критику менее вредной и намного более эффективной.  

Не говорите: «Боже, Виталя, ты, должно быть, идиот! Посмотри на все эти ошибки, которые ты допустил в отчете!»

человек критикует

Читайте также на нашем сайте:


Ошибка не делает человека тупицей. У всех бывают плохие дни.

Быть дипломатичным

Когда вы даете конструктивную критику, иногда полезно использовать дипломатическую речь. Наш старый знакомый Бенджамин Франклин был мастером в этом (именно поэтому он, вероятно, был таким успешным дипломатом).  

В своей автобиографии Франклин сказал об использовании дипломатического языка при обсуждении проблем:

“Когда я выдвигаю идею, которая может быть оспорена, я никогда не использую слова “безусловно”, “несомненно” или любые другие, которые придают силы моему мнению. Лучше использовать выражения:  “а точнее сказать”, “мне кажется» или «мне следует так думать по тем или иным причинам”, или “я так себе представляю”.

Этот метод может помочь снять остроту критики. Однако иногда людям нужна встряска, чтобы побудить их к действию. В этом случае нужно действовать, исходя из контекста ситуации.

Делать конкретные предложения по улучшению  

Цель критики должна состоять в том, чтобы помочь кому-то сделать что-то лучше. Да, конкретное указание на проблему является первым шагом к ее решению, но если человек не знает, что делать после этого, знание своих ошибок не поможет ему ни в чем.  

Не говорите людям об их проблемах, лучше дайте им конкретные советы о том, как их решить. Это лучшая техника конструктивной критики.

Персонализировать свой подход

Дать конструктивную критику — это не механическая задача. Нужно учитывать настроение конкретного человека в конкретный момент времени. Даже правильная критика иногда может только навредить.

В целом, с мужчиной можно быть жестче, чем с женщиной. Показательный пример: иногда спортивные тренеры просто рвут своих подопечных за ошибки. Их философия заключается в том, чтобы «снести их, а затем создать заново».

Девушки-спортсменки часто ломаются от такого подхода, в то время как парни могут воспринимать такую критику с пользой для себя.

Так что подумайте о том, с кем вы имеете дело, прежде чем приступать к критике.

Указать на положительные моменты

Критикуя кого-то, всегда хорошо указывать на позитивные моменты в его действиях. В этом есть два преимущества.

Во-первых, критику легче воспринять, так как она не показывает человеку, что он полный дурак. Во-вторых, такая правильная критика указывает человеку на то, что у него получается хорошо, и дает ему ориентир для последующих действий.  

Разговор лучше начинайте с комплиментов. Затем переходите к вашей критике, сказав что-то вроде: «Я думаю, что есть только одна область, в которой можно было бы улучшить …»

Следить за развитием событий

Всегда следите за развитием событий после конструктивной критики. Ваша критика не принесет пользы, если человек не начнет применять ваши предложения на практике. В первую очередь это касается отношений на работе.

Запланируйте продолжение беседы с человеком, которого вы критикуете. Скажите что-то вроде: «Как насчет того, чтобы поговорить на следующей неделе, чтобы увидеть, как будут происходят изменения в этом вопросе?»

Если человек будет знать, что вы не оставите его наедине с проблемой, он более ответственно подойдет к ее решению.

Как воспринимать критику

Итак, мы рассмотрели приемы конструктивной критики, теперь перейдем к тому, как правильно воспринимать критику.


Правильная критика

«Лучшая реакция на вражескую критику — улыбнуться и забыть».

Владимр Набоков

Рассмотреть источник критики

Вы будете получать критику от тысяч людей в вашей жизни, поэтому знание того, как правильно реагировать на критику является большой ценностью.

Важно помнить, что не вся критика одинакова. Определение источника критики и мотивов, стоящих за ней, поможет вам понять, как с ней справиться.  

Например, мы иногда получаем критику от людей, которые читают наш сайт. Большая ее часть состоит из: “Вы тупые” или “Это все шляпа” или “Я отписался!”

Мы просто игнорируем эту чушь. Не стоит расстраиваться из-за того, что какой-то случайный чувак из интернета считает, что мы отстой. Однако, если мы получим электронное письмо от нашего давнего читателя, мы обязательно рассмотрим его предложения.

Если вы считаете, что тот, кто вас критикует, не очень заинтересован в том, чтобы помочь вам стать лучше, воспринимайте такую критику с недоверием. В то же время, честно оцените точку зрения вашего критика. Некоторые люди слишком быстро списывают критику, говоря: «Они просто завидуют!». Может быть и так, но все равно лучше вдумчиво оценить обратную связь, прежде чем отклонить ее.

Слушать, не перебивая

Побороть желание поспорить с человеком или оправдаться за свою ошибку, это очень непросто. Но вы будете удивлены тем, что вы можете узнать о себе, если вы просто выслушаете критику до конца.

Не принимать все на свой счет

Как правильно реагировать на критику? Не воспринимайте ее, как личную атаку на вас. Старайтесь отстраниться от своих действий при принятии критики, чтобы вы могли смотреть на нее объективно.

Это может быть трудно сделать, особенно если вы вкладываете много времени и усилий во что-то. Но поверьте, вы можете получить очень качественную обратную связь, благодаря которой ваши проекты преобразятся.

Сохранять спокойствие

Правильная критика — это значит сохранять как можно больше своих эмоций. Как только вы позволите страстям разгореться, любая надежда на принятие конструктивной критики улетучивается.  

Если ваш критик подвержен эмоциям, сохранять спокойствие может быть трудно. Но будьте лучше его. Позвольте человеку потешить свое эго, пока вы спокойно сидите, выглядя круто, как огурец.

Когда он закончит, удивите его добротой. Дайте ему знать, что вы понимаете его озабоченность, и поблагодарите его за то, что он нашел время обратить на вас внимание.

Задавать уточняющие вопросы

Убедитесь, что вы находитесь на одной волне со своим критиком, задавая уточняющие вопросы. Они особенно важны, если вы слышите неопределенную или неоднозначную критику.  

отношения на работе

Например, если вам скажут, что ваш отчет неясен, спросите, где именно, и как его можно улучшить. Задавая вопросы, вы создаете диалог, это способствует сотрудничеству и атмосфере взаимного улучшения. Поэтому воспринимать критику конструктивно очень важно.

Взять ответственность за свою ошибку

Как спокойно реагировать на критику? Когда вам говорят о вашей ошибке, не защищайтесь и не оправдывайтесь. Возьмите на себя ответственность за свои действия.  

Многие люди сегодня не хотят признавать свои ошибки. Они всегда обвиняют кого-то еще. Такие люди застревают в вечной посредственности, потому что бояться ответственности.  

Изменить свой взгляд на критику  

Вместо того, чтобы рассматривать критику как унизительную или смущающую, рассмотрите ее как возможность улучшить себя.  

Уинстон Черчилль сказал следующее о критике:

«Критика может быть неприемлемой, но она необходима. Она выполняет ту же функцию, что и боль в теле человека. Она привлекает внимание к нездоровому положению вещей».

Вместо того чтобы избегать критики, ищите возможности для нее.  Вы обнаружите, что получение обратной связи расширит ваши таланты и способности.

Помните, что человек, не принимающий критику нигде и никогда — неудачник.

Благодарить ваших критиков (даже когда вам надрали зад)

Конструктивно реагировать на критику может быть сложно. Никто не хочет говорить: «Спасибо, что показал мне, что я ошибался!». Но проглотите свою гордость и искренне поблагодарите своего критика.

Он нашел время, чтобы сесть с вами и указать на области, где вы можете стать лучше. Самое меньшее, что вы можете сделать, это сказать спасибо.

Правильная критика. Заключение

Умение критиковать и принимать критику — это целое искусство. Чтобы овладеть им нужны как теоретические знания, так и постоянная практика.

Надеемся, после прочтения этой статьи, с теорией у вас все в порядке, и теперь у вас хотя бы есть понимание, как научиться реагировать на критику:)

Сегодня мы разобрали алгоритм конструктивной критики и поняли, что включает в себя умение воспринимать критику. Дело за малым — идти и практиковать!

Очень интересный взгляд, на критику, которая кажется нам несправедливой — видео


Правильная критика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *