Понятие имиджа: все, что нужно знать

понятие имиджа Маркетинг

Имидж — это важная составная часть нашей жизни. Так или иначе, все мы живем в обществе, выполняем социальные обязанности, взаимодействуем друг с другом. Имидж нам в этом помогает, он “рассказывает” о нас другим людям. На основе этого рассказа строятся наши взаимоотношения с ними. В этой статье мы более подробно разберем понятие имиджа человека. Прочитайте, будет интересно;)

узнать все об имидже

Человеческая личность содержит в себе столько разнообразных хайдов и джекилов, такое огромное количество потаенных дверей и лабиринтов, что мы с вами даже не дву-, трех-, четырехликие, а самые настоящие десятиликие Янусы.

Конечно, нельзя, как джинна из бутылки, выпустить из себя совершенно другого человека. Но мы то и дело меняем маски, намеренно или даже, не отдавая себе в этом отчета. И эта смена амплуа, образа, имиджа — из мухи в слона или из удава в кролика — вполне понятна, ведь у человека слишком много социальных ролей. Как верно заметил Вильям Шекспир: «Жизнь — театр, а люди в ней — актеры».

Современное понимание имиджа

Можно ли свести воедино все многообразие имиджей и нужно ли это делать? Кто такие имиджмейкеры и имиджологи, которые чудесным образом перекраивают и перекрашивают личность?

Оказывается, имидж — не просто очередное модное словечко, а вполне урожайная тема для научных изысканий. В России уже защищено более 60 кандидатских и докторских диссертаций, так или иначе связанных с этим только-только начинающим давать о себе знать понятием.

Также создана Академия имиджелогии. Это серьезное научное сообщество занимается тем, что просвещает обывателей в вопросах имиджа, продвигает идею введения в вузах специальности «имиджеолог», чтобы молодое поколение знало хотя бы основы имиджа. Также академия проводит исследования в области не только имиджа отдельных личностей, но и социальных групп, городов, фирм, компаний и даже государств.

«Пытаясь сохранить лицо, теряешь задницу»

Линдон Джонсон (1908—1973), президент США

Как ни странно, но понятие «имиджелогия» появилось именно в России. И, как это часто бывает, идея создания науки об имидже, что называется, витала в воздухе, поэтому сразу несколько умов поймали ее и попытались приручить. Эти ученые — В.М. Шепель, О.А. Феофанов, Ф.А. Кузин — в начале восьмидесятых годов прошлого века они в своих книгах почти одновременно начали употреблять слово «имидж».

Наука об образе, исследование имиджа — молодое явление. Однако профессии, связанные с созданием оного, уже завоевали бешеную популярность. И Академия имиджелогии предполагает из узкоспециализированных профессионалов в области построения имиджа сделать универсальных, которые бы на практике реализовывали теоретические знания по созданию имиджа любого типа.

Пока имиджелогия только формируется и вычленяет отдельные элементы уже существующих наук для создания нового знания. В фундаменте зарождающейся профессии — социальная психология. Другие строительные материалы весьма и весьма разнообразны: культурология, лингвистика, пиар, маркетинг и т.д. У имиджелогии есть неплохие задатки для того, чтобы стать наукой XXI века.

Имидж и образ

Имидж соединяет некоторые внутренние и внешние характеристики любого объекта, который становится предметом восприятия людей. Его имеет как отдельный человек, причем в независимости от того, осознает он это или нет, так и любое объединение людей и даже неодушевленный объект. Но, что же такое имидж?

Товары на рынке при одинаковых физических характеристиках имеют разные цены. Цена сверх качества и отражает понятие имиджа. На этом примере понятно, что имидж — это не только то, что воспринимается визуально, но и то, что имеет стоимость. В жизни человека это тоже цена, только она измеряется в других величинах.

Индивид всю жизнь живет, пытаясь найти общий язык с другими людьми, стараясь понравиться, раскрываясь или, наоборот, маскируя себя. Объективные же характеристики человека, связанные с его интеллектом, способностями, с душевным богатством, зачастую не видны.

«Имидж – это индивидуальность быстрого приготовления. Моментально изготовляется, моментально испаряется»

Оливер Хассенкамп

В итоге типы имиджа, которые формируются у человека, в большинстве случаев отличаются от той внутренней сущности, которую человек имеет на самом деле. Подчас и самые близкие люди до конца не знают нас. Получается, что в обществе живем не мы, а наш имидж или образ.

Смена имиджа

Имидж — это судьба. И вправду: как вы яхту назовете, так она и поплывет. Как вы обозначите себя сначала в детском саду, потом школе, в институте, в кругу коллег по работе, так они и будут к вам относиться. Недаром же говорят: сначала ты работаешь на имидж, потом имидж работает на тебя. Это главная характеристика имиджа.

Почти всегда клоун при ближайшем рассмотрении оказывается грустным занудой. Рубаха-парень и душа компании — домашним тираном. А стерва-начальница — нежной и трепетной хранительницей очага.

Но, как изменить имидж? Можно ли добиться, чтобы то, как себя внутренне видит человек и то, как воспринимают его окружающие, стало тождественно?

девушка с трубой

Читайте также: Трудовая деятельность человека. То, чего вы не знали.

Конечно! Для этого и нужен специалист. Имиджеолог уравновешивает все это в человеке. Во-первых, он пытается понять, за счет чего возникает расхождение. А после того, как причина будет найдена, человека направят на индивидуальный или групповой тренинг. Там он получит определенные навыки самоподачи, чтобы не создавать отрицательный имидж.

Иногда необходимо научиться говорить о себе правильно. Например, когда некто устраивается на работу, он подает резюме. Оказывается, что тем самым он может либо резко повысить, либо понизить спрос на себя. А в другом случае надо изменить человека на визуальном уровне. В одежду можно ввести определенные элементы, которые помимо всего остального будут формировать то впечатление, которое нужно.

раздвоение личности

Имидж — это технология обаяния. Кто-то хочет быть обаятельным, а кто-то — оставаться собой. Задача имиджелогии — не создать какую-то маску, а раскрыть то, что есть в личности.

«В этом и есть моё обаяние: я не уверен, что оно у меня есть»

Фредерик Бегбедер

Элементы имиджа

Люди страдают не оттого, что не умеют казаться, а оттого, что не умеют быть. Есть законы формирования определенного типа имиджа: например, политического, профессионального или же гендерного: женственности для женщины и мужественности для мужчины.

Изучением законов и особенностей восприятия таких людей обществом занимался у нас в России еще в конце 60 — начале 70-х годов академик Академии имиджелогии — Алексей Александрович Бодалев. В его работе: «Восприятие и понимание человека человеком» впервые в России рассматривались законы формирования имиджа за счет первого впечатления.

При построении имиджа одежда стоит на первом месте. В 2004 году издательство «Феникс» (Ростов-на-Дону) выпустило книгу «Имидж и одежда женщины». Эта книга как раз рассказывает о том, как с помощью одежды закладывать в визуальный имидж определенные характеристики.

бохо в женской одежде

А вообще, определенного рейтинга в имидже нет: в какой-то ситуации важен облик, в другой — жесты, в третьей — то, что о вас сказал другой человек.

Но известно, что при формировании первого впечатления в течение 20 секунд мы обращаем внимание на невербальные компоненты: на то, как человек двигается как выглядит, как он одет — это инструменты формирования имиджа. И еще очень важна обстановка, в которой происходит общение и контакт.

мимика и жесты

Почему даже в науке феномен первого впечатления изучается отдельно? Потому что очень часто вся наша жизнь ограничивается первым впечатлением — со многими людьми у нас не бывает последующих встреч.

Использование имиджа на примере жениха и невесты

Это особенно важно в молодости, когда люди хотят создать семью. Неизбежно приходит день знакомства с родителями. Не секрет, что родители могут сыграть как отрицательную, так и положительную роль в развитии отношений молодой пары.

Сформировался не тот имидж, и пара не состоялась. А если бы молодые люди понимали, как нужно формировать впечатление о себе, то, наверно, не было бы столько трагедий.

Что делают политологи, которые сопровождают будущих народных избранников в их предвыборных кампаниях? Они учат кандидатов вести себя с разным контингентом в соответствии с теми ожиданиями, которые есть у данной аудитории. Поэтому встречи с избирателями в разных городах и областях строятся по-разному.

То же самое должно быть и в поведении потенциального жениха или невесты. Понятно, что молодой человек или девушка прекрасно знают своих родителей и их ожидания и могут посвятить в это свою избранницу или избранника.

жених и невеста

С другой стороны, в ситуации знакомства с родителями девушка или юноша могут сказать: «Воспринимайте меня такой (таким), какая (какой) я есть». Но как же они узнают, какая (какой) вы есть? Зачастую за фразой «Воспринимайте меня…» лежит просто незнание того, как нас видят окружающие.

А потом девушка жалуется: «Я же такая, хорошая, хозяйственная, я его люблю, а мама молодого человека этого не увидела». А виновата она сама: пришла, уселась на диванчик и стала вести себя как гость. Тогда как хозяйка дома ожидала, что подруга ее сына начнет спрашивать, чем помочь — проявит некое дочернее поведение. Но этого не произошло. И конечно, мама мальчика разочаровалась и сделала все, чтобы разбить эту пару. Она решила, что девушка невоспитанная, ленивая.

То есть потенциальной невесте были приписаны характеристики, которые ничего общего с ней не имели, ее женский имидж сработал против нее. В жизни очень часто так бывает, ведь законы, по которым мы себя подаем и законы, по которым нас воспринимают, не совпадают.

Построение имиджа

В какой-то момент люди все-таки начинают понимать, каков их имидж для окружающих. Но нередко до конца жизни не могут понять — почему он такой. А сколько они из-за этого теряют возможностей! Неадекватный целям человека имидж уменьшает вероятность решения самых разных судьбоносных задач.

побороть страх общения

Рассмотрим ситуацию: работодатель публикует портрет потенциального сотрудника. Нередко получается, что фирмам нужны 25-летние специалисты с десятилетним стажем работы. Хотя бы из этого можно сделать вывод: в резюме надо очень грамотно подавать навыки и опыт своей практической деятельности. Подчас важны не записи в трудовой книжке, а определенные деловые возможности.

Одежда, в которой вы предстанете перед будущим начальством, тоже играет если не главную роль, то, по крайней мере, роль второго плана. Расцветка обмундирования кодирует в себе некую информацию, которую собеседник подсознательно считывает. Куда-то можно пойти что называется «красным петухом», и получить желаемое. А где-то вас рады будут видеть только в классическом пиджаке, застегнутом на все пуговицы.

При восприятии имиджа подсознательное всегда перевешивает сознание. Особенно это касается первой встречи.

девушка в бандитской маске

Это потом мы начинаем постепенно исправлять первое впечатление. Вспомните замечательный фильм «Служебный роман». Там героиня не просто переоделась, научилась ходить, она и чувствовать себя стала более естественно. В этом и есть диалектика внешнего и внутреннего.

Общественный имидж

Академия имиджелогии изучает также имидж государства не только нашего, но и других. Например, Россию рассматривают в сравнении с другими странами СНГ: Белоруссией, Украиной, Арменией. А сейчас параллельно с этой работой начали проводить очень интересное исследование — изучать имидж Германии. Имидж на мировой арене — очень важный аспект.

У любой социальной группы есть определенный имидж. Самая яркая на сегодняшний день — конечно, бомжи. Это акцентированный вызов человека вне общества. «Новых русских» сейчас нет: этот образ сглажен. Говорить о «старых русских» тоже не приходится: такой дихотомии в обществе сейчас не существует. Есть этнические имиджи.

«Секрет жизни в большом городе — всегда носить костюм, потому что в таком случае ты можешь зайти в туалет где угодно. Все будут говорить: «Сэр, рады видеть вас снова»

Пол Фейг

До сих пор не сдает позиций имидж «лица кавказской национальности». Однако исследования показывают, что люди, которые относятся к этой категории, все чащи стали маскировать национальную принадлежность. Женщины начинают подстраиваться к коренному населению, например, Москвы — активно становятся блондинками, растворяясь в городской среде. Выгодно быть своим среди своих, построив “хороший” имидж.

Развитие имиджа

Попытка изменить персональный имидж может сломать человека, если имидж неадекватен его сущности и что самое главное — не соответствует его судьбоносным задачам. Когда разработка имиджа полностью отрывается от реальности, то имидж начинает не только входить в противоречия с сущностью человека, но и может покорять личность, трансформировать ее. В худшем случае это может сломать человека. Это совсем не входит в задачи имиджа.

Поэтому вместо того, чтобы менять маски, лучше вообще их не надевать и быть собой. Это намного труднее, но при этом несет в себе огромные возможности для личностного роста.

Бытует мнение, что “быть собой” — это быть со всеми одинаковым. Это позиция эгоиста, уровень развития обезьяны. Заметьте, обезьяны всегда и везде ведут себя одинаково, правда?

имидж обезьяна

Для человека “быть собой”, значит находиться на платформе разума и принимать решения в каждой конкретной ситуации в соответствии с этим.

Необходимо, чтобы имидж был продолжением личности, а не наоборот.

Заключение

Многие факторы влияют на то, как нас воспринимают окружающие. Все их учесть невозможно, поэтому для формирования имиджа нужно отталкиваться от конкретной ситуации.

имидж цитата

Чтобы правильно в этой ситуации действовать нужно иметь представление о себе, о своих сильных сторонах, и в соответствии с ними уже строить свой имидж.

Создать привлекательный имидж во власти человека. Но также можно обратиться к специалисту. Он может показать какие-то технологии, подсказать как себя вести, помочь с разработкой имиджа. Благо, что эта область психологии развивается в наши дни семимильными шагами.

Видео про имидж

Рейтинг статьи
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь на своей стене!

С отличием закончил СГУ им. Питерима Сорокина в 2013 году, филолог по образованию, участник множества курсов по развитию личности. Подробнее о команде проекта.

Mental Sky
Добавить комментарий